Сегодня ровно 20 лет назад - 11 сентября 2004 года первые транспортные средства поехали по мостовому переходу через р.Иртыш на автомобильной дороге г.Ханты-Мансийск - г.Нягань, на участке г.Ханты-Мансийск - п.Талинский. В XX веке отсутствие надежной транспортной схемы создавало большие проблемы не только для жителей окружного центра, но и всех югорчан. Если в зимнее время автомобильное передвижение между иртышскими берегами было возможно по ледовой переправе, то с началом навигации приходилось полагаться только на паромы. Правительство округа под руководством губернатора Александра Филипенко с охотой бралось за реализацию самых невыполнимых задач, одной из которых стало строительство моста. Ситуация осложнялась сложным рельефом холмистой местности, а также здоровой амбициозностью, желанием создать не только утилитарный, но и уникальный объект, не имевший аналогов на территории России. 20 октября 2000г. за №382-рпп вышло Распоряжение «О строительстве мостового перехода через р.Иртыш на автомобильной дороге г.Ханты-Мансийск - г.Нягань на участке г.Ханты-Мансийск - п.Талинский». Было рассмотрено 5 вариантов мостового перехода на участке протяженностью около 4 км, изучены локации начиная с 1914 года, фотопланы, топографические карты, русловые съемки, то есть была проделана очень большая работа по изучению русла р.Иртыш, к выполнению которой был привлечен Центр гидрологических исследований при участии Государственного гидрологического института (г.Санкт-Петербург). В результате был определен створ мостового перехода на 17 км судового хода как наиболее удачный по условиям деформаций русла, изменение отметок дна, за рассматриваемый 100-летний период, составляет не более 1 м. Проектировщиком выступило ОАО «Трансмост», подрядчиком — ОАО «Мостострой-11», металлоконструкции изготовили на «Курганстальмосту». Определяющим элементом моста стало пролётное строение русловой части — стальная комбинированная система. С архитектурной точки зрения мост представляет собой конструктивные системы, наиболее отвечающие существующему природному ландшафту и параметрам реки в створе мостового перехода. Очертания основных конструкций прорабатывались с учетом реальностей местности. Мост в большой степени перекликается с живописными сопками высокого правого берега и контрастирует с низким левым берегом. Не лишним следует отметить, что аналога данному сооружению в России не существует. В 1,5 км вверх по течению от створа мостового перехода, в районе затона Речпорта, были расположены строительная площадка для сборки арочного неразрезного пролетного строения, три выкаточных пирса и стапель для сборки плавсистемы. Специалистам «Обь-Иртышского речного пароходства» предстояло полтора километра транспортировать пролеты от места, где монтировали конструкции, на заранее подготовленные опоры. Было решено доставлять их на четырех баржах грузоподъемностью 2500 тонн каждая силами 8 буксирных теплоходов суммарной мощностью 12800 лошадиных сил. В июле 2003 года мостовики и речники почти на протяжении суток завершали эту уникальную операцию. На следующий год ее повторили, перевезя два оставшихся пролета. Высота «дракона» составила 15 метров, а длина — почти полтора километра. Благодаря необычному архитектурному решению и красному цвету металлоконструкций мост, внешне напоминающий выгнувшее мощную спину сказочное существо, получил в народе прозвище «Красный дракон». #КрасныйДракон #УправлениеАвтомобильныхДорог