Безопасность дорожного движения


Общие сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения

1. Общая часть

         Безопасность дорожного движения на законодательном уровне регулируется Федеральным законом от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». При этом понимается:

- под дорожным движением – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

- под безопасностью дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

- под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

         При этом обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Федеральным законом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

         Актуальность повышения безопасности дорожного движения определяется большим размером социально-экономического ущерба от ДТП.

         Анализ сложившегося положения с аварийностью на автотранспорте в стране, во многом, обусловлен:

- высокими темпами автомобилизации;

- значительным приростом числа водителей ТС со стажем управления до 3-х лет, не имеющих достаточных навыков вождения;

- недостаточно развитой дорожной инфраструктурой;

- низким уровнем индивидуального правосознания участников дорожного движения;

- необеспеченностью в полном объеме безопасности пассажирских перевозок.

2. Характеристика автотранспортных средств, региональных или межмуниципальных автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

         2.1 Характеристика автотранспортных средств

         Количество автотранспортных средств и прицепов, зарегистрированных в автономном округе, приведены в таблице 1 (данные ГИБДД ХМАО-Югры).
Таблица 1

Характеристика автотранспортных средств и прицепов

 

2012

2013

2014

2015

2016

2017

Всего транспортных средств, в т.ч.

649717

674705

700374

736319

767211

808082

легковые автомобили

461990

478851

512207

541389

564377

588820

грузовые автомобили

117605

122440

118604

123073

126977

134017

автобусы

19883

19384

16049

16153

16398

17881

мототранспортные средства

9649

9610

7753

6819

7962

8719

прицепы

24694

27091

27729

29943

31891

37954

полуприцепы

15946

17329

18036

18942

19606

20691


            Стабильный рост количества прицепов и полуприцепов в автономном округе существенно превышает рост количества грузовых автомобилей. Это характеризует наращивание в транспортных потоках автомобилей с прицепами и полуприцепами, существенно влияющих на динамику движения и, как следствие, ведущих к снижению скоростей транспортных потоков, ускоренному разрушению прикромочных полос и обочин на съездах и кривых малых радиусов, созданию ситуаций, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.
         Значительные различия в автономном округе, относительно России и Уральского Федерального округа (УФО), имеются в структуре грузового транспорта, а так же транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.
Так, например:
         - грузовых автомобилей категории N3 (ГОСТ Р 52051 – 2003), предназначенных для перевозки грузов и имеющих максимальную массу более 12т, в структуре транспортных средств автономного округа в 3 раза больше аналогичного показателя по России и в 2,3 чем по УФО;
         - транспортных средств М3, предназначенных для перевозки пассажиров, с максимальной массой более 5т, в структуре транспортных средств автономного округа в 2 раза больше аналогичного показателя по России и в 1,6 чем по УФО (что объясняется большим количеством транспортных средств, предназначенных для перевозки рабочих вахт).
         В результате на региональные и межмуниципальные автомобильные дороги автономного округа оказывается большее воздействие от транспортных средств, чем на аналогичные автомобильные дороги УФО и России. Особенно если учесть, что в случае буксирующего транспортного средства N3, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет, принимается масса снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом. Кроме того, большая доля в транспортном потоке таких транспортных средств по региональным и межмуниципальным автомобильным дорогам с двухполосным движением, существенно повышает «конфликтность» ситуации на дорогах, ведущих к увеличению числа и тяжести ДТП.
         «Возрастная» структура автотранспортных средств, оцениваемая с года их выпуска, в целом по всем автотранспортным средствам в автономном округе более «молодая» по сравнению с автотранспортными средствами по России и УФО (большее количество транспорта, эксплуатируемого от 1 до 10 лет и меньше количество от 10 и более лет). Это положительно для автономного округа в части снижения отрицательного воздействия на окружающую среду (прежде всего на атмосферу), а также создания ситуаций, ведущих к дорожно-транспортным происшествиям.

         2.2 Характеристика региональных или межмуниципальных автомобильных дорог ХМАО-Югры

         Характеристика региональных или межмуниципальных автомобильных дорог ХМАО-Югры приведена в разделе сайта «Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги», подраздел «Характеристика сети автомобильных дорог на 01.01.2018г.».

3. Краткий анализ дорожно-транспортных происшествий на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

         Общая динамика ДТП на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах в сопоставлении с общим количеством ДТП, произошедших на всех автомобильных дорогах за период 2006-2017 года, приведена на рисунке 1 (по данным ГИБДД).

bdd1

Рис. 1. Динамика ДТП на автомобильных дорогах ХМАО-Югры на период 2006 – 2017 гг.

         За рассматриваемый период доля ДТП на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах составила, в среднем, 15,3 % от общего числа ДТП произошедших на автомобильных дорогах автономного округа.
         Если соотнести количество ДТП, приходящиеся на 1 километр региональных или межмуниципальных автомобильных дорог, с количеством ДТП на 1 километр дорог с твердым покрытием, находящихся в иных формах собственности, то эти показатели достаточно близки между собой. Но при этом региональные или межмуниципальные автомобильные дороги, выполняя (наряду с федеральными автомобильными дорогами) структурообразующую роль в общей сети автомобильных дорог автономного округа, концентрируют основные и сложные по структуре транспортные потоки, несущие в себе потенциальные условия свершения ДТП.
         Характеристика ДТП на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах в рассматриваемый период представлена на рисунке 2.

bdd2
Рис. 2. Характеристика ДТП на региональных или межмуниципальных дорогах ХМАО-Югры

          Большая тяжесть последствий ДТП, произошедших на региональных или межмуниципальных дорогах, объясняется, как показывает анализ, не большим количеством ДТП, приходящихся на километр дороги, а более высокими скоростями и сложностью структуры транспортного потока, большей усталостью водителей, в первую очередь транзитного транспорта. Однако к числу существенных причин, обуславливающих высокую смертность в ДТП и низкий уровень выживаемости пострадавших после ДТП, относится несвоевременность оказания экстренной медицинской помощи в связи с удаленностью от населенных пунктов мест происшествия.

«Медики признают, что в половине случаев пострадавшие оказываются в больницах через час-полтора. По данным министра здравоохранения Вероники Скворцовой, две трети пострадавших в авариях погибают, не дождавшись медицинской помощи.» (статья в журнале «За рулем» от 27.10.15 г сайт: http://www.zr.ru/)


Президент Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Электронное правительство, Госуслуги

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами («РАДОР»)

Правительство Тюменской области

Федеральное управление автомобильных дорог «Урал»

Правительство ХМАО - Югры

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Торги, аукционы

Государственная инспекция безопасности дорожного движения ХМАО - Югры

Портал правовой информации

Сервер органов государственной власти

Издательство дороги