Безопасность дорожного движения


Общие сведения о показателях состояния безопасности дорожного движения

1.Общая часть

Безопасность дорожного движения на законодательном уровне регулируется Федеральным законом от 10.12.1995 г. №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения». При этом понимается:

- под дорожным движением – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог;

- под безопасностью дорожного движения - состояние данного процесса, отражающее степень защищённости его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий;

- под дорожно-транспортным происшествием (ДТП) - событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб.

При этом обеспечение безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения Федеральным законом отнесено к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Актуальность повышения безопасности дорожного движения определяется большим размером социально-экономического ущерба от ДТП. «Ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 тыс. человек. На дорогах за последние 9 лет погибли 9852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмированы 209223 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 - 2011 годы составил 571407 человек.

Размер социально-экономического ущерба от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 - 2011 годы оценивается в 8188,3 млрд. рублей, что можно сопоставить с доходами консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации за 2012 год (8064,3 млрд. рублей)». (из ФЦП «Повышение безопасности дорожного движения в 2013-2020 годах», утвержденной Постановлением Правительства РФ от 6 ноября 2014 г. №1167, сайт: http://www.fcp-pbdd.ru/)

            Анализ сложившегося положения с аварийностью на автотранспорте в стране, во многом, обусловлен:

- высокими темпами автомобилизации;

- значительным приростом числа водителей ТС со стажем управления до 3-х лет, не имеющих достаточных навыков вождения;

- недостаточно развитой дорожной инфраструктурой;

- низким уровнем индивидуального правосознания участников дорожного движения;

- необеспеченностью в полном объеме безопасности пассажирских перевозок.

2 . Характеристика автотранспортных средств, региональных или

межмуниципальных автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе-Югре

2.1Характеристика автотранспортных средств

Количество автотранспортных средств и прицепов, зарегистрированных в автономном округа, приведены в таблице 1 (данные ГИБДД ХМАО-Югры).

Таблица 1

Характеристика автотранспортных средств и прицепов

 

2011

2012

2013

2014

2015

2016

Всего транспортных средств, в т.ч.

617814

649717

674705

700374

736319

767211

легковые автомобили

437147

461990

478851

512207

541389

564377

грузовые автомобили

113439

117605

122440

118604

123073

126977

автобусы

20268

19883

19384

16049

16153

16398

мототранспортные средства

8292

9649

9610

7753

6819

7962

прицепы

23231

24694

27091

27729

29943

31891

полуприцепы

15437

15946

17329

18036

18942

19606

           

            Анализ количества автотранспортных средств и прицепов по автономному округу и России за период с 2011 по 2016 год показывает на близость динамик их роста. В тоже время рост количества прицепов и полуприцепов (соответственно, 29% и 23%) в автономном округе существенно превысил рост числа грузовых автомобилей, составивших за рассматриваемый период 8%. Это характеризует наращивание в транспортных потоках автомобилей с прицепами и полуприцепами, существенно влияющих на динамику движения и, как следствие, ведущих к снижению скоростей транспортных потоков, ускоренному разрушению прикромочных полос и обочин на съездах и кривых малых радиусов, созданию ситуаций, приводящих к дорожно-транспортным происшествиям.

Значительные различия в автономном округе, относительно России и Уральского Федерального округа (УФО), имеются в структуре грузового транспорта, а так же транспортных средств, используемых для перевозки пассажиров.

Так, например:

- грузовых автомобилей категории N3 (ГОСТ Р 52051 – 2003), предназначенных для перевозки грузов и имеющих максимальную массу более 12т, в структуре транспортных средств автономного округа в 3 раза больше аналогичного показателя по России и в 2,3 чем по УФО;

- транспортных средств М3, предназначенных для перевозки пассажиров, с максимальной массой более 5т, в структуре транспортных средств автономного округа в 2 раза больше аналогичного показателя по России и в 1,6 чем по УФО (что объясняется большим количеством транспортных средств, предназначенных для перевозки рабочих вахт).

В результате на региональные и межмуниципальные автомобильные дороги автономного округа оказывается большее воздействие от транспортных средств, чем на аналогичные автомобильные дороги УФО и России. Особенно если учесть, что в случае буксирующего транспортного средства N3, предназначенного для сочленения с полуприцепом (тягача для полуприцепа), в качестве массы, которую следует принимать в расчет, принимается масса снаряженного транспортного средства (тягача) с учетом массы, соответствующей максимальной статической вертикальной нагрузке, передаваемой на тягач полуприцепом. Кроме того, большая доля в транспортном потоке таких транспортных средств по региональным и межмуниципальным автомобильным дорогам с двухполосным движением (88 % от от общей протяженности, относящихся к III – IV категориям), существенно повышает «конфликтность» ситуации на дорогах, ведущих к увеличению числа и тяжести ДТП.

«Возрастная» структура автотранспортных средств, оцениваемая с года их выпуска, в целом по всем автотранспортным средствам в автономном округе более «молодая» по сравнению с автотранспортными средствами по России и УФО (большее количество транспорта, эксплуатируемого от 1 до 10 лет и меньше количество от 10 и более лет). Это положительно для автономного округа в части снижения отрицательного воздействия на окружающую среду (прежде всего на атмосферу), а также создания ситуаций, ведущих к дорожно-транспортным происшествиям.

Количество транспортных средств, объемы грузооборота и грузоперевозок, приходящиеся на 1 км федеральной, региональных или межмуниципальных автомобильных дорог. Федеральная, региональные или межмуниципальные автомобильные дороги выполняют структурообразующую роль в сети автомобильных дорог автономного округа. Именно к ним примыкают местные и частные автомобильные дороги. В связи с чем, безусловно с определенной условностью, в качестве оценки сопоставимости на формирование транспортного потока и воздействия автотранспорта на региональные или межмуниципальные автомобильные дороги, рассмотрим ряд показателей, приходящихся на 1 км дорог в России, УФО и автономном округе (табл.2). Отметим, что соотношения между федеральными и региональными (включая и межмуниципальные) автомобильными дорогами различаются несущественно и составляют: для России 1 к 9; для УФО – 1 к 12; для автономного округа – 1 к 8. То есть, приведенные в таблице 2 показатели между собой сопоставимы и относительно корректны.

Таблица 2

Количество автотранспорта, объемы грузооборота и грузоперевозок, отнесенные на 1км федеральных, региональных или межмуниципальных автомобильных дорог (с твердым покрытием),

на 01.01.2016г.

 

Количество автотранспорта, ед./км

Грузооборот,

тыс.т-км/км

Перевезено грузов,

тыс.т/км

Россия

108

442

9,6

УФО

135

577

11,0

Югра

250

1969

50,3

Примечание: Использованы данные

- Росстата (Регионы России. Социально-экономические показатели. 2016) по объемам перевезенных грузов и грузообороту автомобильного транспорта организаций всех видов деятельности.

- РАДОР по протяженности автомобильных дорог общего пользования по субъектам Российской Федерации.

В результате:

   - региональные или межмуниципальные автомобильные дороги, а также федеральная автомобильная дорога выполняют явно выраженную системообразующую, опорную роль в общей сети дорог Югры - на 1км этих дорог соотносится 8,8км частных и местных автомобильных дорог (к примеру, по России это соотношение составляет 2,8км);

   - эти автомобильные дороги, по сравнению со средними показателями по региональным или межмуниципальным автомобильным дорогам России, имеют более высокие нагрузки, как от единичных видов автотранспорта, так и общую нагрузку от всех видов автотранспорта. Кроме того, в зависимости от территории по которым они проходят (например, по промышленно осваиваемым территориям или пригородам), на них формируются разнородные транспортные потоки, влияющие на количество и тяжесть ДТП.

2.2 Характеристика региональных или межмуниципальных автомобильных дорог ХМАО-Югры

Характеристика региональных или межмуниципальных автомобильных дорог ХМАО-Югры приведена в разделе сайта «Региональные и межмуниципальные автомобильные дороги», подраздел «Характеристика сети автомобильных дорог на 01.01.2017г.».

3. Краткий анализ дорожно-транспортных происшествий на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

Общая динамика ДТП на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах в сопоставлении с общим количеством ДТП, произошедших на всех автомобильных дорогах за период 2006-2016 года, приведена на рисунке 1 (по данным ГИБДД).

bdd1

Рис. 1. Динамика ДТП на автомобильных дорогах ХМАО-Югры, на период 2006 – 2016 гг.

За рассматриваемый период доля ДТП на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах составила, в среднем, 15,3 % от общего числа ДТП произошедших на автомобильных дорогах автономного округа.

Если соотнести количество ДТП, приходящиеся на 1 километр региональных или межмуниципальных автомобильных дорог, с количеством ДТП на 1 километр дорог с твердым покрытием, находящихся в иных формах собственности, то эти показатели достаточно близки между собой. Но при этом региональные или межмуниципальные автомобильные дороги, выполняя (наряду с федеральными автомобильными дорогами) структурообразующую роль в общей сети автомобильных дорог автономного округа, концентрируют основные и сложные по структуре транспортные потоки, несущие в себе потенциальные условия свершения ДТП.

Характеристика и тяжесть последствий ДТП на региональных или межмуниципальных автомобильных дорогах в рассматриваемый период представлены на рисунках 2 и 3.

bdd2Рис. 2. Характеристика ДТП на региональных или межмуниципальных дорогах ХМАО-Югры

bdd3

Рис. 3. Динамика тяжести последствий ДТП на региональных или межмуниципальных дорогах ХМАО-Югры

На графике отражена тяжесть последствий ДТП, где под тяжестью последствий понимается отношение количества погибших в ДТП к количеству пострадавших в ДТП. Большая тяжесть последствий ДТП, произошедших на региональных или межмуниципальных дорогах, объясняется, как показывает анализ не большим количеством ДТП, приходящихся на километр дороги, а более высокими скоростями и сложностью структуры транспортного потока, большей усталостью водителей, в первую очередь транзитного транспорта. Однако к числу существенных причин, обуславливающих высокую смертность в ДТП и низкий уровень выживаемости пострадавших после ДТП, относится несвоевременность оказания экстренной медицинской помощи в связи с удаленностью от населенных пунктов мест происшествия.

«Медики признают, что в половине случаев пострадавшие оказываются в больницах через час-полтора. По данным министра здравоохранения Вероники Скворцовой, две трети пострадавших в авариях погибают, не дождавшись медицинской помощи.» (статья в журнале «За рулем» от 27.10.15 г сайт: http://www.zr.ru/)

Результаты анализа видов происшествий и распределение ДТП по месяцам и времени суток на региональных или межмуниципальных дорогах автономного округа за 2016 год приведены на рисунках 4, 5 и 6.

bdd5

Рис. 4. Дорожно-транспортные происшествия (по видам) за 2016 г. на региональных или межмуниципальных дорогах ХМАО-Югры

bdd4

Рис. 5. График ДТП по времени суток, за 2016 г. на региональных или межмуниципальных дорогах ХМАО-Югры

bdd6

Рис. 6 График ДТП по месяцу происшествия, за 2016 г. на региональных или межмуниципальных дорогах ХМАО-Югры

Из представленных рисунков следует:

Во-первых, подавляющее число ДТП произошло в результате столкновений автотранспорта (61% от общего числа). В первую очередь это объясняется тем, что подавляющая часть протяженности региональных или межмуниципальных дорог составляют дороги с двухполосным движением. Как уже отмечалось, при сложной структуре транспортного потока, имеющего в своем составе транспортные средства значительно различающиеся по массе, габаритам (в том числе с прицепами и полуприцепами), скоростями движения и плотности самого потока – это «провоцирует» более скоростной транспорт на совершение обгона, часто ведущего к столкновениям при двух полосах движения на автомобильных дорогах.

Во-вторых, наибольшее количество ДТП в течение суток совершается в утренние и вечерние часы, объясняющееся промышленным (нефтегазовым) развитием территории автономного округа - преобладающим движением транспорта и рабочих бригад утром - на работу, вечером - с работы («суточная миграция»).

В-третьих, возрастанием числа ДТП, приходящимся на летний и осенний периоды года. В первом случае это объясняется ростом числа автотранспорта с «отпускниками», во втором комплексом условий, связанным и началом зимнего периодов (короткий световой день, гололедно-изморозные явления, езда на «летней резине», недостаточная адаптация к условиям движения и т.д.).


Президент Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Электронное правительство, Госуслуги

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами («РАДОР»)

Правительство Тюменской области

Федеральное управление автомобильных дорог «Урал»

Правительство ХМАО - Югры

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Торги, аукционы

Государственная инспекция безопасности дорожного движения ХМАО - Югры

Портал правовой информации

Сервер органов государственной власти

Издательство дороги