Развитие сети автомобильных дорог


Развитие сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре

Исторически автономный округ имеет непродолжительный срок развития сети автомобильных дорог. «Сухопутный транспорт во внутрирайонных и тем более в межрайонных перевозках имеет ничтожное значение… Автомобильные перевозки почти совершенно отсутствуют. Преобладает конный транспорт, который применяется преимущественно зимой; в северной и северо-западной части округа используются олени… В округе имеется всего 9 мостов общей протяженностью в 450 пог. м» (Н.М. Кокосов, В.И. Никулин, В.И. Хирин, Ханты-Мансийский национальный округ, Академия наук СССР, Уральский филиал Свердловск, 1956).

Строительство нефтепромысловых автомобильных дорог началось в конце 60-х годов, наиболее интенсивно – с начала 80-х годов прошедшего столетия. Относясь к северным, экономически развивающимся территориям, социально-экономическое развитие Югры неразрывно связано с развитием сети автомобильных дорог. Так в период интенсивного развития Западно-Сибирского нефтегазодобывающего комплекса, ежегодно, с конца 60-х по 90-ые годы прошедшего столетия, на 1 млн. тонн добываемой нефти в среднем строилось 1,3 км автомобильных дорог с твердым покрытием. При этом формирование структуры сети, параметров и капитальности дорог определялось интересами развития нефтедобывающей отрасли.

С середины 90-х годов в основу приоритетов развития и совершенствования сети автомобильных дорог были положены уже интересы социальной сферы и комплексного развития территории. Этому способствовал ряд факторов – более чем шестикратное увеличение численности населения автономного округа, становление его субъектом РФ и создание территориальных дорожных фондов, позволяющих иметь источник финансирования дорожного хозяйства, а, следовательно, и возможность долгосрочного планирования развития и совершенствования сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог. Для решения задач развития и совершенствования сети региональных и межмуниципальных автомобильных дорог распоряжением Главы администрации Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 21.12.1994г. № 1073-р был образован Дорожный департамент Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Протяженность автомобильных дорог общего пользования, принятых в оперативное управление Департаментом от ГУП «Северавтодор», по состоянию на начало 1995 года составляла 831,06 км.

В 1996 году в Ханты-Мансийском автономном округе была разработана «Концепция строительства магистральных автомобильных дорог в Западно-Сибирском регионе» (далее Концепция). Она была рассмотрена и одобрена на различных уровнях, в том числе в Минтрансе России, в Думе Тюменской области, представительстве Минэкономики РФ по Западно-Сибирскому экономическому району, Экономическом комитете по программам развития Уральского региона. Об определяющем влиянии строительства автомобильных дорог на развитие производительных сил Западно-Сибирского и Уральского регионов высказалась группа депутатов Государственной думы в своем запросе на имя Председателя Правительства России. Депутатский запрос по поводу реализации Концепции был рассмотрен на пленарном заседании Государственной думы и направлен на имя Председателя Правительства России (письмо Председателя Государственной думы №2.12 – 18/105 от 23 января 1998г.). Концепция определяла актуальность строительства:

- автомобильной дороги Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард;

- автомобильной дороги Пермь – Серов – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – Томск;

- автомобильной дороги Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Урай – Нягань – Приобъе – Надым;

- транспортного коридора вдоль восточного склона Урала, сегодня более известного как «Урал Промышленный – Урал Полярный».

В 1998 году по инициативе автономного округа руководителями государственной исполнительной и законодательной власти Республики Коми, Свердловской, Томской и Тюменской областей, Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого автономных округов и руководителем ФДС России было подписано соглашение «О сотрудничестве в развитии транспортной инфраструктуры» (далее Соглашение), в основу которого положена вышеуказанная Концепция. Соглашение подписано с целью координации и кооперации сил, финансово-материальных ресурсов и управления процессом развития транспортной инфраструктуры. Благодаря скоординированной позиции территорий и Федеральной дорожной службы России в развитии автомобильных дорог в Западно-Сибирском и Уральском регионах в Государственной концепции создания и развития сети автомобильных дорог в Российской Федерации, одобренной постановлением Правительства РФ от 17 апреля 1999г. №438, в число 18-ти основных автодорожных коридоров Российской Федерации были включены автомобильные дороги:

- Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард;

- Пермь – Серов – Ханты-Мансийск – Нефтеюганск – Сургут – Нижневартовск – Томск.

Признание важности транспортного коридора вдоль восточного склона Урала, сегодня более известного как «Урал Промышленный – Урал Полярный», получило в 2005 году. Формирование автомобильной дороги Тюмень – Нижняя Тавда – Междуреченский – Урай – Нягань – Приобъе – Надым в настоящее время реализуется в рамках программы «Сотрудничество». Таким образом, можно с уверенностью говорить об эффективности разработки документов определивших долгосрочное развитие транспортной инфраструктуры региона и их реализацию, скоординировано осуществляемую субъектами Российской Федерации и федеральным центром, изначально определенную Соглашением.

Занимая лидирующие места по ряду важных макроэкономических показателей (объем добычи нефти, производство электроэнергии, объем промышленной продукции и др.), Югра, во многом, стала опорой экономической стабильности и энергетической безопасности России. Дальнейшее социально-экономическое развитие автономного округа, сохранение роли опорного региона, «локомотива роста», требуют опережающего и инновационного развития сети автомобильных дорог, направленного на эффективное решение задач:

- усложнения структуры экономики, роста экономической интеграции Югры с другими субъектами РФ за счет повышения связанности секторов экономики, обеспечиваемой развитием транспортной инфраструктуры;

- расширения сферы хозяйственного освоения территории и получение доступа к новым источникам природных ресурсов (нефтяных, лесосырьевых, минерально-сырьевой базе Приполярного Урала);

- повышения роли автономного округа, не только как стратегического поставщика углеводородного сырья, но и как региона, занимающего связующее, очень важное пространственное положение в национальной сети автомобильных дорог;

- снижения издержек в производственном секторе экономики (уменьшение затрат на транспорте, увеличения скоростей транспортных потоков и товародвижения, ускоряющих «оборачиваемость» капитала и делающих территорию инвестиционно привлекательной);

- повышения уровня занятости и создания более комфортных условий жизни населения, обеспечиваемых ростом мобильности населения, возможностью формирования регионального рынка труда, транспортной доступности различных видов медицинской помощи, образования, спорта и культурных ценностей.

Стратегия развития и совершенствования сети автомобильных дорог в Югре формируется под воздействием тенденций, которые, с определенной условностью, можно свести в две группы – внешние и внутренние. Внешние тенденции определяют направления развития сети автомобильных дорог, обеспечивающих:

- дальнейшее формирование автодорожных коридоров и использование здесь не только транзитного потенциала, но и важного, связующего положения Югры в национальной транспортной системе по направлениям «Запад-Восток» и «Арктика-Азия»;

- ускорение процессов интеграции Югры с другими территориями, в т.ч. и в формировании территориально-производственных кластеров.

Предусматриваемое Транспортной стратегией Российской Федерации развитие автодорожного маршрута «Северо-Запад - Сибирь» (Санкт-Петербург – Котлас – Сыктывкар – Пермь – Ханты-Мансийск – Сургут – Томск), наряду с объединением Северо-Сибирской железнодорожной магистрали с Белкомуром позволит не только реализовать транзитный потенциал территории, но, пересекая важнейшие сырьевые базы страны, аналогично Транссибу, будет формировать и второй промышленный пояс Сибири (рис. 1).



 Рис. 1 Межконтинентальные транспортные коридоры

«Европа - Азия»

(из государственной концепции развития Сибири на долгосрочную перспективу с дополнением коридора «Арктика - Азия»)

Продление автодорожного коридора Тюмень – Сургут – Новый Уренгой – Надым – Салехард до Петропавловска (Казахстан) и вхождения его сеть международных автомобильных дорог Азии, является важной и актуальной задачей в формировании транспортного коридора, "Арктика-Азия". Наряду с продлением железной дороги от Салехарда и далее к портам Северного морского пути (Харасавей, Сабетта и Новый Порт), транспортный коридор в перспективе свяжет все транспортные коридоры, включая Северный морской путь, проходящие по территории России в направлениях «Запад - Восток», а при продлении его в транспортную сеть Казахстана, и в Азии (рис.2). Актуальность продления автодорожного коридора до Петропавловска подтверждена на совещании рабочей группы Межправительственного совета дорожников (МСД), прошедшем в 2010 году в г.Ханты-Мансийске. В совещании, помимо членов рабочей группы МСД из Казахстана, Азербайджана, Кыргызстана, Молдовы, России, Узбекистана, Украины, Секретариата МСД, Международной академии транспорта, Экспертно-научного совета МСД, приняли участие руководители дорожных администраций по территории которых проходит автодорожный коридор, а также ассоциированные члены МСД.

Формирование коридора «Арктика-Азия» направлено на развитие единого евразийского пространства, включая освоение Севера и Арктики, важность которых определены документами, направленными на развитие страны.

 



Рис. 2 Направления развития транспортных связей, обеспечиваемых вхождением

автодорожного коридора в транспортную сеть Казахстана

Внутриокружные тенденции заключаются в необходимости решения задач по повышению степени связанности населенных пунктов автомобильными дорогами, снижению различий в социально-экономическом развитии отдельных территорий, обеспечению возрастающей потребности населения в мобильности, повышению инвестиционной привлекательности автономного округа. Отмеченное вызвано необходимостью усложнения структуры экономики, создания единого регионального рынка, развития малого и среднего бизнеса, повышения качества жизни населения, формирования городских агломераций.

Развитие сети автомобильных дорог Югры, отвечающее растущим потребностям в обеспечении мобильности населения, объясняется не только высоким уровнем доходов и количеством личного автомобильного транспорта, но и положительной тенденцией изменения численности населения в трудоспособном возрасте в сопоставлении с Россией и Уральским федеральным округом (УФО). Так, например, по прогнозу Росстата изменение численности населения в трудоспособном возрасте к 2026 году, относительно 2009 года, в Югре ожидается на 108%, в то время как по УФО и России, соответственно, на 87% и 84%.Отмеченное делает актуальным переход к скоординированному и комплексному развитию и совершенствованию транспортной системы, формируемой транспортом различного функционального назначения и форм собственности, отвечающих возрастающим требованиям секторов экономики и социальной сферы. А это невозможно достичь без инновационного пути развития и совершенствования сети автомобильных дорог, повышения роли государства и государственного управления, что и определяется Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

При общей площади Югры 534,8 тыс. квадратных километров, протяженность автомобильных дорог всех форм собственности в автономном округе составляет около 29 тыс. км. При этом протяженность региональных и межмуниципальных автомобильных дорог, по состоянию на начало 2017 года – 2767,97 км.

Ведущая роль Югры в промышленном секторе экономики страны предопределила особенности формирования сети автомобильных дорог, их строительства и содержания. К ним относятся:

- преобладание в общей дорожной сети частных автомобильных дорог (их доля в Югре в 4,5 и 2,4 раза выше, соответственно, аналогичного показателя по России и по УФО);

- высокая доля автомобилей большой грузоподъемности в составе автопарка Югры;

- большой грузооборот (в тонно-километрах), приходящийся в среднем на 1 км автомобильных дорог, так же значительно превосходящий аналогичный показатель по стране и по УФО.

Кроме того ежегодно оборудуются и содержатся межмуниципальные зимние автомобильные дороги и ледовые переправы общего пользования, протяженность которых постоянно сокращается в связи со строительством автомобильных дорог регионального и межмуниципального значения (на начало 2017 года их протяженность составляла 2488,94 км, в т.ч. 17,06 км ледовых переправ).  

Именно региональные, межмуниципальные и федеральная автомобильные дороги формируют как структуру сети дорог, так и воспринимают основные нагрузки от автомобильного транспорта. Это характеризует и то, что доля автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения I-III категорий в общей протяженности дорог в Югре значительно выше, чем в стране и УФО.

Доля автомобильных дорог по категориям в общей протяженности региональных

и межмуниципальных автомобильных дорог

Региональные и межмуниципальные

автомобильные дороги

Категории дорог
I II III IV V
1.Российская Федерация 0,30 2,53 19,67 62,41 15,09
2.Уральский Федеральный округ 0,54 4,68 24,22 64,48 6,08
3.Ханты-Мансийский автономный округ-Югра 1,17 11,34 67,00 15,84 4,65

Дальнейший рост интенсивности движения по автомобильным дорогам предопределен:

- увеличением транзита через территорию автономного округа по направлению «Арктика-Азия», а по мере формирования маршрута федерального значения «Северо-Запад - Сибирь» и в направлении «Запад - Восток»;

- повышением мобильности населения автономного округа;

- возрастающими объемами промышленных грузов, транспортируемых по автомобильным дорогам, необходимым для функционирования предприятий нефтедобывающего комплекса, развития лесопромышленного комплекса, горной промышленности Приполярного Урала, агропромышленного комплекса и объектов приоритетных инвестиционных проектов.

Рост интенсивности движения ведет к необходимости реконструкции автомобильных дорог и искусственных сооружений, приведению их транспортно-эксплуатационных характеристик к нормативным требованиям. Так, например, фактическая интенсивность движения по мосту через реку Обь в районе г.Сургута уже в 2014 году в 2,3 раза превысила расчетную интенсивность движения на 2015 год, определенную технико-экономическим обоснованием строительства моста.

Важное воздействие автомобильные дороги оказывают на расширение сектора услуг, в первую очередь имеющих социальную направленность. К их числу относятся:

- повышение спроса на услуги дорожного сервиса и туризма;

- развитие регионального агрорынка, услуг торговли, мобильных служб бытового обслуживания населения;

- развитие потребительской кооперации и бытовых услуг, имеющих большое значение для сельского населения автономного округа;

- развитие системы медицинских и культурно-досуговых услуг населению автономного округа, бизнес-услуг, обладающих маневренностью, мобильностью доставки, перемещаемостью.

Все это способствует развитию малого и среднего бизнеса, без которого невозможно устойчивое социально-экономическое развитие автономного округа, в связи с имеющим место крайне неустойчивым соотношением между большими и малыми частями структуры её экономики.

Отдельные участки существующих автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения, особенно вблизи городских округов, характеризуются высокой интенсивностью движения, превышающей транспортно-эксплуатационные возможности автомобильных дорог, что не позволяет обеспечить выполнение требований к пропускной способности, комфорту и безопасности участников дорожного движения. Необходимо строительство объездных дорог в обход городов, транспортных развязок и пересечений автомобильных дорог в разных уровнях. Отмеченное делает актуальным:

- развитие сети автомобильных дорог (строительство);

- совершенствование сети автомобильных дорог (реконструкция);

- формирование дорожной сети как единого транспортного пространства;

- приведение транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями норм и технических регламентов.

Стратегия развития и совершенствования сети автомобильных дорог автономного округа реализуется посредством государственных программ автономного округа, формирование которых скоординировано с федеральными государственными программами, определяющими совершенствование и развитие автомобильных дорог в стране. В настоящее время развитие и совершенствование сети автомобильных дорог определяются подпрограммой «Дорожное хозяйство» Государственной программы автономного округа «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2016-2020 годы», утвержденной Постановлением Правительств автономного округа от 9 октября 2013г. №418-п.

Государственная программа размещена на сайте:

http://www.admhmao.ru/

 


Президент Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Электронное правительство, Госуслуги

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами («РАДОР»)

Правительство Тюменской области

Федеральное управление автомобильных дорог «Урал»

Правительство ХМАО - Югры

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Торги, аукционы

Государственная инспекция безопасности дорожного движения ХМАО - Югры

Портал правовой информации

Сервер органов государственной власти

Издательство дороги