Научно-техническая политика


Инновационная деятельность

Планирование и координация инновационной деятельности осуществляется техническим советом. Им обсуждаются, рассматриваются и рекомендуются к внедрению разработанные нормативные документы, технологии, материалы.

Реализация инноваций осуществляется путем:

  • внесения в разделы заданий на проектирование соответствующих требований об обязательности учета результатов НИОКР при разработке проектно-сметной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог;
  • использования во внутренних процессах, связанных с осуществлением дорожной деятельности, оценки соответствия и приемки выполненных работ.

Несмотря на неоспоримую эффективность инноваций, существует ряд причин тормозящих инновационное развитие дорожной отрасли. Некоторые из них приведены ниже:

  • отсутствие у проектных организаций стимулов внедрения инноваций;
  • несовершенство системы оценки эффективности проектных решений;
  • отсутствие системы санкций за неэффективные решения;
  • несовершенство законодательно-нормативной базы.

Ретроспектива внедренных новых технологий, материалов и конструкций

  • 1995 год начало использования битумоминеральных смесей при устройстве макрошероховатых слоев дорожных покрытий как ресурсосберегающей технологии, обеспечивающей повышенную шероховатость и износостойкость покрытий.
  • 1997 год начало внедрения технологии укрепления откосов земляного полотна объемными геосинтетическими материалами «Прудон-494» и «GEOWEB», способствующей повышению устойчивости поверхностного слоя грунта к воздействию погодно-климатических факторов, водной и ветровой эрозии.
  • 1997 год начало внедрения полимерных вяжущих для устройства асфальтобетонных покрытий, способствующих увеличению релаксационной и деформативной способности асфальтобетона при низких температурах и повышению сроков службы асфальтобетонных покрытий.
  • 1998 год начало применения технологии армирования асфальтобетонных покрытий сеткой ССГ-100 из стекловолокна, позволяющей повысить трещиностойкость асфальтобетонных покрытий.
  • 1998 год начало применения комплекта оборудования «SECMAIR» для синхронного распределения материалов при устройстве шероховатой поверхностной обработки, способствующего повышению сцепных качеств покрытий, и как следствие, обеспечению безопасности движения, а так же увеличению срока службы поверхностной обработки.
  • 1999 год начало внедрения технологии устройства трещинопрерывающих слоев оснований, способствующих предотвращению образований отраженных трещин во вновь укладываемых асфальтобетонных покрытиях на жестких основаниях.
  • 2000 год начало применения метода холодного ресайклинга с использованием фрезы WR2500 при устройстве монолитных слоев оснований существенно снижающего уровень негативного воздействия динамических факторов на напряженно-деформированное состояние дорожных конструкций, повышает их продольную изгибную жесткость, что в конечном итоге приводит к увеличению межремонтных сроков дорожных одежд на 15-20 %.
  • 2000 год начало применения габионо-матрасных конструкций для укрепления откосов земляного полотна, позволяющих обеспечивать устойчивость

откосов земляного полотна в сложных гидрогеологических условиях.

  • 2001 год начало применения щебеночно-мастичного асфальтобетона при устройстве покрытий, способствующего увеличению сроков службы дорожных покрытий, обеспечению требуемого сцепления колес автомобиля с покрытием и повышению безопасности движения.
  • 2002 год начало внедрения технологии армирования оснований дорожных одежд объемной пластиковой георешеткой, способствующей повышению

сдвигоустойчивости дорожных оснований устроенных из инертных материалов, уменьшению толщины щебеночных оснований с сохранением их прочностных качеств.

  • 2003 год начало применения метода укладки асфальтобетонных смесей с применением перегружателя Шаттл-Багги, оснащенного патентованным антисегрегационным шнеком, который перемешивает материал непосредственно перед его поступлением в асфальтоукладчик. Это позволяет ликвидировать температурную и фракционную сегрегацию горячей асфальтобетонной смеси перед ее укладкой, избежать остановок асфальтоукладчика, и тем самым повысить ровность дорожного полотна.
  • 2004 год начало применения улучшенного дорожного битума БДУ 100/130 при устройстве асфальтобетонных покрытий, что привело к повышению сроков их службы.
  • 2005 год начало применения в щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесях стабилизирующей добавки «ХРИЗОТОП», способствующей улучшению физико-механических и технологических свойств щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, повышению долговечности и транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий.
  • 2006 год начало применения конструкций из асфальтобетона, армированного силовыми решетками, способствующими предотвращению отраженного трещинообразования.
  • 2006 год начало применения испытательного оборудования, позволяющего оценивать ранее не нормируемые качественные характеристики щебня.
  • 2007 год начало применения технологии укрепления и стабилизации грунтов ионообменными и полимерными стабилизаторами CONSOLID-444 в комбинации с SOILDRY Geo-R-Bond. Эффект от использования данной инновации особо ощутим на объектах со сложной схемой доставки каменных материалов.
  • 2007 год начало применения покрытий из дренирующего асфальтобетона, позволяющего исключить эффекты аквапланирования и водяного тумана от встречных и попутных автомобилей, а в зоне жилой застройки - исключить строительство шумозащитных ограждений.
  • 2008 год начало применения плоских георешеток для армирования оснований дорожных одежд. Преимущества - возможность сокращения количества привозного материала (ЩПС, щебня), повышение эксплуатационной надежности покрытий.
  • 2008 год начало применения регенерирующих составов для восстановления асфальтобетонных покрытий. Преимущества - повышенный ресурс и межремонтные сроки покрытия, лучшие потребительские свойства, обеспечение безопасности.
  • 2009 год начало применения многощебенистых смесей в нижних слоях асфальтобетонных покрытий. Преимущества - стойкость против сдвиговых деформаций в летний период (волны, наплывы, колеи в местах частого торможения и изменения скорости автомобильного транспорта), снижение затрат на ремонт, улучшение транспортно-эксплуатационных показателей.
  • 2010 год начало применения в составе ЩМА композиционного материала на основе активного резинового порошка «Унирем».
  • 2011 год начало применения асфальтобетонных смесей с увеличенным содержанием щебеночного материала. Преимущества – повышение эксплуатационных свойств асфальтобетонных покрытий, обеспечение сохранности нижнего слоя покрытия.
  • 2011 год начало применения стабилизирующей добавки СД-2 ОАПП для приготовления щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей ЩМА-15,

ЩМА-20, ЩМА-25. Преимущества – увеличение адгезии (сцепления) битума к каменным материалам кислых горных пород, значительное увеличение реологических свойств битумов, защита вяжущего от старения.

  • 2011 год начало применения геостовых конструкций на подходах к мостам и местах прохождения трассы автомобильной дороги по слабым грунтам с использованием геоячеек Tensar. Преимущества – усиление устойчивости земляного полотна на слабых грунтах, исключение возможности неравномерных осадок и боковых смешений конструкций, исключение замены слабого грунта, ускорение темпов строительства.
  • 2014 год устройство верхнего слоя покрытия из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа А, марки 1 с применение новой композиционной добавки для асфальтобетонных смесей – ИПП ГБЦ (опытно-экспериментальный участок). Композиционная добавка состоит из 50% извести и 50% ОАПП (окисленного атактического полипропилена). ИПП ГБЦ применяется для улучшения сцепления каменных материалов с вяжущим и улучшения реологических свойств битума в асфальтобетонных смесях за счет содержания в добавке ОАПП.


Внедрение инновационных материалов в 2017 году

 В течение 2017 года в автономном округе наряду с традиционными технологиями и материалами применен передовой отечественный и зарубежный опыт в области строительства и содержания автомобильных дорог, а именно:

  • новые (улучшенные) типы асфальтобетонных смесей, учитывающие региональные особенности и обладающие повышенной жесткостью, плотностью, меньшим водонасыщением за счет увеличения содержания щебеночного материала в составе асфальтобетонных смесей и рационального подбора зернового состава;
  • устройство верхнего слоя покрытия нежестких дорожных одежд из щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей;
  • использование гофрированных конструкций (труб) при строительства водопропускных сооружений;
  • при выполнении работ по ремонту автомобильной дороги Нефтеюганск-Сургут км 9-23 выполнено тонкослойное покрытие из горячей битумоминеральной смеси 0/15. Технология тонкослойных защитных покрытий (тонкослойные покрытия из специальных асфальтобетонных смесей, приготавливаемых в горячем состоянии) позволяет надежно укладывать указанные покрытия минимальной толщиной 10-15 мм. В результате образуется однородная поверхность, движение по которой может быть открыто сразу после ее остывания. Преимущества технологии простота исполнения, хорошая адгезия к нижележащему слою, хорошая гидроизоляция дорожной одежды сверху покрытия, низкий уровень шума за счет однородной структуры, низкий риск аквапланирования, высокая износостойкость покрытия за счет содержания в материале 80-90% твердых фракций.
  • в рамках РАСПОРЯЖЕНИЯ Правительства Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 19 мая 2017 года №297-рп о дополнительном соглашении №3 к Соглашению о сотрудничестве от 16 июня 2016 года между Правительством Ханты-Мансийского автономного округа-Югры и Публичным акционерным обществом «Газпром Нефть выполнено строительство опытно-экспериментального участка, при   строительстве   а/д   «Ефремовское месторождение- причал на реке Б.Юган на участке ПК262+00 – ПК624+72 с подходами к мосту на р.Б.Юган, II пусковой комплекс ПК428+50 – ПК624+72» на   ПК520+00 – ПК523+00, ПК526+00 – ПК534+00 в период с 24.07.2017 года по 26.07.2017 года с применением полимерно-битумного вяжущего производимого ООО «Газпромнефть-БМ»;
  • для продления срока службы асфальтобетонного покрытия, уменьшения затрат на его содержание, повышения производительности в Югре также используется зарубежная дорожно-строительная техника, в том числе перегружатель асфальтобетонной смеси «Shuttle Buggy» («Шатл-Багги») американской компании «Roadtec», входящей в состав корпорации «Astec Industries» – мирового лидера в области асфальтовых технологий. Уникальная конструкция шнека с тройным шагом дорожно-строительной машины «Shuttle Buggy SB 2500C» позволяет равномерно распределять и тщательно перемешивать поток материала по всей ширине бункера, путем равномерного забора смеси по всей площади. Постоянное и полное перемешивание материала способствует выравниванию его температуры и равномерному распределению крупных и мелких частиц.                                                                                              Еще одним неоспоримым преимуществом самоходной дорожно-строительной машины «Shuttle Buggy SB 2500C» является способность обеспечивать запас и хранение смеси непосредственно на рабочей площадке. Эта особенность позволяет значительно сократить простой, снизить количество автомобилей-самосвалов, повысить рентабельность и эффективность работ, а также уменьшить трудозатраты до 70%.                                                                                                                        К преимуществам «Shuttle Buggy SB 2500 C» также относятся обеспечение непрерывной укладки, продление срока службы асфальтобетонного покрытия и снижения затрат на его содержание в течение всего срока службы, обеспечение идеальной ровности покрытия. Технология «Shuttle Buggy» для укладки асфальтобетонных покрытий на протяжении многих лет применяется одной из крупных подрядных организаций дорожной отрасли Югры – ЗАО «АВТОДОРСТРОЙ».
  • для улучшения безопасности дорожного движения выполнена установка светоотражателей дорожных (СВД). СВД предназначен для установки на автомобильных дорогах общего пользования и улицах для улучшения зрительного ориентирования участников дорожного движения. Выполняется в соответствии с техническими условиями ТУ 521720-001-03799937-2017 «Светоотражатель дорожный». Состоит из светоотражающего катафота закрепленном на металлическом корпусе. Крепление катафота к корпусу осуществляется посредством двух винтов М6-6g х 80.68 по ГОСТ11738-84. Размещается в сочетании с линиями дорожной разметки по оси разметки в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51256-2016. В качестве эксперимента были установлены в 2016 году на автомобильной дороге регионального значения «г.Нефтеюганск-г.Сургут» км 43- км 47. Установка светоотражателей дорожных позволило обеспечить зрительную ориентацию участников дорожного движения в темное время суток. Кроме того, СВД работали и как продольные шумовые полосы. Положительный опыт применения светоотражателей 2016-2017 годов был реализован на автомобильных дорогах автономного округа в конце 2017 года и запланирован к применению в 2018 и последующие годы;
  • внедрение инновационных композитных материалов при строительстве, реконструкции, ремонте и содержании автомобильных дорог. КУ «Управление автомобильных дорог» реализовало работы по применению следующих инновационных композитных материалов:

При ремонте мостов на автомобильной дороге общего пользования межмуниципального значения «г.Радужный – пгт.Новоаганск» выполнены работы по установке перильного ограждения из композитных материалов.

Данное перильное ограждение имеет следующие преимущества: они обладают прочностью металла при меньшем весе, не подвержены коррозии, устанавливаются быстрее по сравнению с традиционными металлическими ограждениями. Композитные пултрузионные профили обладают:

– коррозийной стойкостью;

– высокой механической прочностью;

– малым удельным весом;

– хорошими диэлектрическими свойствами;

– электромагнитной прозрачностью;

– низкой теплопроводностью;

– эстетичным видом;

– ощущением «теплого материла» при прикосновении.

Применение композитных пултрузионных профилей позволяет обеспечить:

– экономичность эксплуатации;

– простоту и высокую скорость монтажа;

– снижение травматизма за счет отсутствия скольжения.

По сравнению со стальными, чугунными или бетонными конструкциями перильные ограждения из композиционных материалов гораздо прочнее при той же массе или гораздо легче при той же прочности.

В результате применения ограждающих конструкций из композиционных материалов снижаются эксплуатационные затраты по содержанию мостового полотна искусственных сооружений на автомобильных дорогах.

С целью повышения безопасности дорожного движения, увеличения износостойкости горизонтальной дорожной разметки в климатических условиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, выполнены работы по устройству опытно-экспериментальных участков из различных разметочных материалов:

  1. Краска на водной основе. Краска строительная водно-дисперсионная на основе сополимерной акрилатной дисперсии «представляет собой продукт готовый к применению и не содержащий растворителей, удобна в нанесении любым способом и обладает высокой скоростью высыхания при большой влажности, низких температурах и плохом воздушном потоке. Покрытие обладает высокой адгезией к поверхности дорог и характеризуется как атмосферостойкое и устойчивое к истиранию. Благодаря использованию специального типа дисперсии и сочетания «пигмент-связующее» обеспечивается высокая атмосферостойкость и прочность к истиранию, устойчивость к агрессивным воздействиям солевых растворов, слабых растворов щелочей и спиртов.                                                                                                  

Применена для экспериментального нанесения в условиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры на автомобильной дороге «г.Ханты-Мансийск-пгт.Талинка» км 11 - км 13. Мониторинг сохранности проводится в настоящее время.

  1. Пластик холодный двухкомпонентный «Линия GOLD PLASTIK спрей белый». Выполнен на участке автомобильной дороги «Северный обход г.Сургута» км 1-2.
  2. Пластик холодный (спрей) Д1135А. Выполнен на участке автомобильной дороги «Северный обход г.Сургута» км 2-5.

Ожидаемый эффект - увеличение износостойкости горизонтальной дорожной разметки в климатических условиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

За участками, на которых применялись новые инновационные материалы и технологии, установлено наблюдение. По результатам наблюдений будет решаться вопрос об эффективности и дальнейшем использовании материалов в регионе.

Цель данных исследований является создание и совершенствования нормативной базы дорожного хозяйства автономного округа путем разработки документов, регламентирующим требования к конструкциям, материалам, технологиям, методам контроля, учитывающие геологические, природно-климатические условия, особенности транспортной нагрузки на дорогах округа, а также современный уровень развития науки и техники. В настоящее время действуют 24 региональных стандарта, которые применяются при проектировании, строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог общего пользования округа.

            Использование современных материалов позволяет существенно повысить качество устраиваемых объектов, достичь существенного положительного экономического эффекта за счет сокращения сроков производства работ, трудоемкости и увеличения межремонтных сроков на объектах, повысить уровень комфорта и безопасности дорожного движения.

 


Президент Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Электронное правительство, Госуслуги

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами («РАДОР»)

Правительство Тюменской области

Федеральное управление автомобильных дорог «Урал»

Правительство ХМАО - Югры

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Торги, аукционы

Государственная инспекция безопасности дорожного движения ХМАО - Югры

Портал правовой информации

Сервер органов государственной власти

Издательство дороги