Научно-техническая политика


Инновационная деятельность

Планирование и координация инновационной деятельности осуществляется техническим советом. Им обсуждаются, рассматриваются и рекомендуются к внедрению разработанные нормативные документы, технологии, материалы.

Реализация инноваций осуществляется путем:

  •  внесения в разделы заданий на проектирование соответствующих требований об обязательности учета результатов НИОКР при разработке проектно-сметной документации для строительства, реконструкции и капитального ремонта автомобильных дорог;
  • использования во внутренних процессах, связанных с осуществлением дорожной деятельности, оценки соответствия и приемки выполненных работ.

Несмотря на неоспоримую эффективность инноваций, существует ряд причин тормозящих инновационное развитие дорожной отрасли. Некоторые из них приведены ниже:

  • отсутствие у проектных организаций стимулов внедрения инноваций;
  • несовершенство системы оценки эффективности проектных решений;
  • отсутствие системы санкций за неэффективные решения;
  • несовершенство законодательно-нормативной базы.

Ретроспектива внедренных новых технологий, материалов и конструкций

●1995 год начало использования битумоминеральных смесей при устройстве макрошероховатых слоев дорожных покрытий как ресурсосберегающей технологии, обеспечивающей повышенную шероховатость и износостойкость покрытий.

●1997 год начало внедрения технологии укрепления откосов земляного полотна объемными геосинтетическими материалами «Прудон-494» и «GEOWEB», способствующей повышению устойчивости поверхностного слоя грунта к воздействию погодно-климатических факторов, водной и ветровой эрозии.

●1997 год начало внедрения полимерных вяжущих для устройства асфальтобетонных покрытий, способствующих увеличению релаксационной и деформативной способности асфальтобетона при низких температурах и повышению сроков службы асфальтобетонных покрытий.

●1998 год начало применения технологии армирования асфальтобетонных покрытий сеткой ССГ-100 из стекловолокна, позволяющей повысить трещиностойкость асфальтобетонных покрытий.

●1998 год начало применения комплекта оборудования «SECMAIR» для синхронного распределения материалов при устройстве шероховатой поверхностной обработки, способствующего повышению сцепных качеств покрытий, и как следствие, обеспечению безопасности движения, а так же увеличению срока службы поверхностной обработки.

●1999 год начало внедрения технологии устройства трещинопрерывающих слоев оснований, способствующих предотвращению образований отраженных трещин во вновь укладываемых асфальтобетонных покрытиях на жестких основаниях.

●2000 год начало применения метода холодного ресайклинга с использованием фрезы WR2500 при устройстве монолитных слоев оснований существенно снижающего уровень негативного воздействия динамических факторов на напряженно-деформированное состояние дорожных конструкций, повышает их продольную изгибную жесткость, что в конечном итоге приводит к увеличению межремонтных сроков дорожных одежд на 15-20 %.

●2000 год начало применения габионо-матрасных конструкций для укрепления откосов земляного полотна, позволяющих обеспечивать устойчивость

откосов земляного полотна в сложных гидрогеологических условиях.

●2001 год начало применения щебеночно-мастичного асфальтобетона при устройстве покрытий, способствующего увеличению сроков службы дорожных покрытий, обеспечению требуемого сцепления колес автомобиля с покрытием и повышению безопасности движения.

●2002 год начало внедрения технологии армирования оснований дорожных одежд объемной пластиковой георешеткой, способствующей повышению

сдвигоустойчивости дорожных оснований устроенных из инертных материалов, уменьшению толщины щебеночных оснований с сохранением их прочностных качеств.

●2003 год начало применения метода укладки асфальтобетонных смесей с применением перегружателя Шаттл-Багги, оснащенного патентованным антисегрегационным шнеком, который перемешивает материал непосредственно перед его поступлением в асфальтоукладчик. Это позволяет ликвидировать температурную и фракционную сегрегацию горячей асфальтобетонной смеси перед ее укладкой, избежать остановок асфальтоукладчика, и тем самым повысить ровность дорожного полотна.

● 2004 год начало применения улучшенного дорожного битума БДУ 100/130 при устройстве асфальтобетонных покрытий, что привело к повышению сроков их службы.

●2005 год начало применения в щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесях стабилизирующей добавки «ХРИЗОТОП», способствующей улучшению физико-механических и технологических свойств щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей, повышению долговечности и транспортно-эксплуатационных качеств дорожных покрытий.

●2006 год начало применения конструкций из асфальтобетона, армированного силовыми решетками, способствующими предотвращению отраженного трещинообразования.

●2006 год начало применения испытательного оборудования, позволяющего оценивать ранее не нормируемые качественные характеристики щебня.

●2007 год начало применения технологии укрепления и стабилизации грунтов ионообменными и полимерными стабилизаторами CONSOLID-444 в комбинации с SOILDRY Geo-R-Bond. Эффект от использования данной инновации особо ощутим на объектах со сложной схемой доставки каменных материалов.

●2007 год начало применения покрытий из дренирующего асфальтобетона, позволяющего исключить эффекты аквапланирования и водяного тумана от встречных и попутных автомобилей, а в зоне жилой застройки - исключить строительство шумозащитных ограждений.

●2008 год начало применения плоских георешеток для армирования оснований дорожных одежд. Преимущества - возможность сокращения количества привозного материала (ЩПС, щебня), повышение эксплуатационной надежности покрытий.

●2008 год начало применения регенерирующих составов для восстановления асфальтобетонных покрытий. Преимущества - повышенный ресурс и межремонтные сроки покрытия, лучшие потребительские свойства, обеспечение безопасности.

●2009 год начало применения многощебенистых смесей в нижних слоях асфальтобетонных покрытий. Преимущества - стойкость против сдвиговых деформаций в летний период (волны, наплывы, колеи в местах частого торможения и изменения скорости автомобильного транспорта), снижение затрат на ремонт, улучшение транспортно-эксплуатационных показателей.

●2010 год начало применения в составе ЩМА композиционного материала на основе активного резинового порошка «Унирем».

●2011 год начало применения асфальтобетонных смесей с увеличенным содержанием щебеночного материала. Преимущества – повышение эксплуатационных свойств асфальтобетонных покрытий, обеспечение сохранности нижнего слоя покрытия.

●2011 год начало применения стабилизирующей добавки СД-2 ОАПП для приготовления щебеночно-мастичных асфальтобетонных смесей ЩМА-15,

ЩМА-20, ЩМА-25. Преимущества – увеличение адгезии (сцепления) битума к каменным материалам кислых горных пород, значительное увеличение реологических свойств битумов, защита вяжущего от старения.

●2011 год начало применения геостовых конструкций на подходах к мостам и местах прохождения трассы автомобильной дороги по слабым грунтам с использованием геоячеек Tensar. Преимущества – усиление устойчивости земляного полотна на слабых грунтах, исключение возможности неравномерных осадок и боковых смешений конструкций, исключение замены слабого грунта, ускорение темпов строительства.

●2014 год устройство верхнего слоя покрытия из горячей плотной мелкозернистой асфальтобетонной смеси типа А, марки 1 с применение новой композиционной добавки для асфальтобетонных смесей – ИПП ГБЦ (опытно-экспериментальный участок). Композиционная добавка состоит из 50% извести и 50% ОАПП (окисленного атактического полипропилена). ИПП ГБЦ применяется для улучшения сцепления каменных материалов с вяжущим и улучшения реологических свойств битума в асфальтобетонных смесях за счет содержания в добавке ОАПП.

 

Внедрение инновационных материалов в 2016 году

В целях внедрения инновационных технологий и материалов в сфере дорожного хозяйства и транспорта в 2016 году выполнялись мероприятия подпрограммы VIII «Создание условий для широкого применения композитных материалов в транспортной инфраструктуре» государственной программы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Развитие транспортной системы Ханты-Мансийского автономного округа – Югры на 2014-2020 годы».

При строительстве автомобильной дороги «Объездная автомобильная дорога г. Сургута (Объездная автомобильная дорога 1 «З». VI пусковой комплекс, съезд на ул. Дзержинского)» выполнен коллектор ливневой канализации из композитных полимерных двухслойных гофрированных труб со структурированной стенкой «Корсис» протяженностью 265 пог.м.

Данные трубы являются новым поколением пластиковых труб не только благодаря своему двухслойному строению, но и вследствие применения новых композиционных полимерных материалов и полностью отвечают требованиям, предъявляемым к любым канализационным трубам. По сравнению с аналогами (железобетонными трубами) они обладают следующими преимуществами:

  • трубы изготавливаются из полиэтилена - полимера, характеризующегося высокой ударопрочностью даже в условиях низких температур, высокой химической стойкостью и лучшим сопротивлением истиранию по сравнению с многими другими материалами, используемыми для производства труб;
  • имеют высокую кольцевую жесткость - как за счет оптимальной конструкции, так и вследствие применения специальных марок полиэтилена;
  • легко монтируются, соединяются с помощью специальных муфт и уплотнительных колец (резиновой прокладки) или путем стыковой сварки, обеспечивая герметичность трубопровода;
  • в высшей степени универсальны благодаря возможности использования широкого ассортимента фитингов, колодцев и соединения с любым из существующих типов и материалов труб;
  • благодаря малому весу трубы легко хранить, транспортировать и монтировать;
  • отличаются длительным сроком службы при низкой стоимости эксплуатации.

При устройстве нижних слоёв асфальтобетонных покрытий, применен новый состав асфальтобетонной смеси типа Н по СТО 39363581-006-2012. Это плотный многощебенистый асфальтобетон для нижних слоев покрытия. Ожидаемый эффект от применения асфальтобетонной смеси:

  • увеличение срока службы дорожной одежды;
  • предотвращение разрушения нижнего слоя покрытия в зимнее и весеннее время под воздействием транспортных нагрузок;
  • предотвращение образования колейности;
  • повышенная сопротивляемость воздействию сдвиговых и других прочностных нагрузок.

Данный состав асфальтобетонной смеси типа Н был применен на следующих объектах: «Реконструкция автомобильной дороги г.Советский-Ловинское м/р, III пусковой комплекс», «Реконструкция автомобильной дороги г.Нягань-п.Талинка (в границах широтного коридора)», «Ремонт автомобильной дороги Зеленоборск – Самза». Общий объем применения смеси более 35 000 тонн.

В целях внедрения и исследования инновационных композитных материалов, при выполнении работ по содержанию автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, в 2016 году на автомобильных дорогах Октябрьского района горизонтальная дорожная разметка выполнена из композитой армированной краски «Тау Рефлекс» Д 1167(А).

           Армированная краска – это пластичный материал (основа – окрилсополи-меризат), наполненной более твердыми и прочными веществами (мелкие частицы, непрерывные волокна, короткие волокна).

Ожидаемый эффект - увеличение износостойкости горизонтальной дорожной разметки в климатических условиях Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Всего в 2016 году использовано более 48 тонн армированной краски.

На автомобильной дороге «Объездная автомобильная дорога г.Ханты-Мансийска» при устройстве горизонтальной дорожной разметки применены инновационные материалы – холодные спрей-пластики производства ООО «Тау-С» г.Смоленск и ОАО «Русские краски» г.Ярославль.

           За участками, на которых применялись новые материалы и технологии, установлено наблюдение. По результатам наблюдений будет приниматься решение об эффективности и дальнейшем использовании материалов в регионе.

 


Президент Российской Федерации

Министерство транспорта Российской Федерации

Правительство Российской Федерации

Федеральное дорожное агентство (Росавтодор)

Электронное правительство, Госуслуги

Российская ассоциация территориальных органов управления автомобильными дорогами («РАДОР»)

Правительство Тюменской области

Федеральное управление автомобильных дорог «Урал»

Правительство ХМАО - Югры

Департамент дорожного хозяйства и транспорта Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

Торги, аукционы

Государственная инспекция безопасности дорожного движения ХМАО - Югры

Портал правовой информации

Сервер органов государственной власти

Издательство дороги